8 класс
Готовимся к контрольной работе по теме
"Основные классы неорганических соединений"
Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения:
Zn → ZnO → ZnCl2 →Zn(OH)2 → ZnO → Zn
1) 2Zn + O2 = 2ZnO реакция соединения
2) ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O реакция обмена
3) ZnCl2 + 2KOH = Zn(OH)2 + 2KCl реакция обмена
4) Zn(OH)2 = ZnO + H2O реакция разложения
ZnO + H2 = Zn + H2O реакция замещения
Ca → Ca(OH)2 → CaSO4 → BaSO4
1) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2↑ реакция замещения
2) Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O реакцияобмена
3) CaSO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + CaCl2 реакцияобмена
S → SO2 → SO3 → H2SO4→ Na2SO4
1) S + O2 = SO2 реакция соединения
2) 2SO2 + O2 = 2SO3 реакция соединения
3) SO3 + H2O = H2SO4 реакция соединения
4) Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O реакцияобмена
C → CO2 → CaCO3 → CO2 → CaCO3 → Ca(NO3)2
1) C + O2 = CO2 реакция соединения
2) CO2 + Ca(OH)2 =CaCO3 + H2O реакция обмена или
CO2 + CaO =CaCO3 реакция соединения
3) CaСO3 + 2HСl = CaCl2 + H2O + CO2↑ реакция обмена
4) см.реакцию №2
5) CaСO3 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O + CO2↑ реакция обмена
Как работать с цепочками превращений.
Цепочки превращений являются важным механизмом проверки знаний и умений, умению применять их на практике, способствуют развитию логического мышления учащихся.
Разберемся с выполнением подобных заданий на конкретном примере:
Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgO → Mg
Итак, первое задание – исходя из магния, получить оксид магния. Анализируя предложенные вещества, видим, что необходимо металл превратить в оксид металла. Различие между двумя веществами в наличии у оксида магния кислорода. Вспомним свойства металлов. Металлы взаимодействуют с неметаллами, в том числе, и с кислородом. Осталось записать уравнение химической реакции и расставить коэффициенты:
2Mg + O2 = 2MgO
Второе задание – исходя из оксида магния, получить хлорид магния. Анализируем: имеем оксид магния, получаем соль – хлорид магния. Из оксида необходимо получить соль. Вспомним свойства оксидов. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды. Хлор входит в состав соляной кислоты, значить записываем уравнение реакции между оксидом магния и соляной кислотой и расставляем коэффициенты:
MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
Третье задание – исходя из хлорида магния, получить гидроксид магния. Анализируем: имеем соль, необходимо получить основание. Вспоминаем свойства солей. Соли взаимодействуют с растворимыми основаниями (щелочами) с образованием нового основания и новой соли. Записываем уравнение реакции:
MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl
Четвертое задание – исходя из гидроксида магния, получить оксид магния. Анализируем: имеем основание, необходимо получить основный оксид. Вспоминаем свойства оснований. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются на основный оксид и воду. Записываем уравнение химической реакции термического разложения гидроксида магния:
Mg(OH)2 = MgO + H2O
Пятое задание – исходя из оксида магния, получить чистый металл магний. Анализируем: имеем основный оксид, необходимо получить металл. Вспоминаем свойства основных оксидов. Из оксида металла можно получить чистый металл несколькими способами с помощью восстановителей (C, CO, H2, более активный металл, электролиз). Записываем уравнение химической реакции восстановления металла из его оксида:
MgO + H2 = Mg + H2O
Всё! Задание выполнено!
Вы убедились в том, что если хорошо знаешь свойство классов неорганических веществ, выполнить задания цепочек превращений не представляет труда. Ну а если не знаешь, можно воспользоваться следующей шпаргалкой.
Свойства классов неорганических веществ.
(шпаргалка)
Основные оксиды:
1. Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли.
Пример: CaO + CO2 = CaCO3
2. Взаимодействуют с более активными металлами с образованием нового оксида и металла.
Пример: СuO + Mg = Cu + MgO
3. Взаимодействуют с восстановителями (С, CO, H2) с образованием чистого металла и нового оксида.
Пример: Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
4. Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.
Пример: CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
5. Взаимодействуют с водой (оксиды щелочных и щелочноземельных металлов) с образованием щелочей.
Пример: Na2O + H2O = 2NaOH
Кислотные оксиды:
1. Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли.
Пример: CaO + CO2 = CaCO3
2. Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.
Пример: CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O
3. Взаимодействуют с солями, образованными более слабой кислотой с образованием новой соли и нового оксида.
Пример: SO3 + Na2SiO3 = Na2SO4 + SiO2
Основания:
1. Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды.
Пример: CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O
2. Щелочи взаимодействуют с солями с образованием нового основания и новой соли.
Пример: 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2↓ + 2NaCl
3. Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.
Пример: NaOH + HCl = NaCl + H2O
Кислоты:
1. Взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности перед водородом с образованием соли и водорода.
Пример: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
2. Взаимодействуют с основными оксидами с образованием соли и воды.
Пример: CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
3. Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.
Пример: NaOH + HCl = NaCl + H2O
4. Взаимодействуют с солями с образованием новой соли и новой кислоты.
Пример: HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3
Соли:
1. Взаимодействуют с солями с образованием новых солей.
Пример: BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl
2. Взаимодействуют с металлами, если в ряду активности металл стоит перед металлом входящим в состав соли с образованием новой соли и металла.
Пример: CuCl2 + Mg = Cu + MgCl2
3. Взаимодействуют с кислотами с образованием новой соли и новой кислоты.
Пример: HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3
4. Взаимодействуют со щелочами с образованием нового основания и новой соли.
Пример: 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2↓ + 2NaCl
5. Взаимодействуют с кислотными оксидами, если оксид образует более сильную кислоту с образованием новой соли и нового оксида.
Пример: SO3 + Na2SiO3 = Na2SO4 + SiO2
Выполнить задания:
Осуществите цепочки превращений:
а Sr →SrO → Sr(OH)2,
б Р → Р2О5 → Н3РО4.
Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия:
1.К2ОАl(OH)3 HNO3 HCl BaO BaSO4 AlPO4 CO2 H3PО4 Fe(OH)2 Ag Cl NaNO3 Al2O3
2. Дана схема превращений. Составьте уравнения реакций.
Cu ® CuO ® CuCl2 → Cu(OH)2 Укажите тип реакций.
3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: HCl, CaO, CO2, H2O, Mg, Ba(OH)2. Напишите уравнения осуществимых реакций.
4. Напишите формулы следующих солей: сульфата калия, нитрата бария, карбоната натрия, фосфата кальция, сульфата цинка, сульфида железа (II), хлорида меди (II), силиката калия, сульфита натрия, бромида алюминия, иодида калия, гидрокарбоната магния, дигидрофосфата калия.
Домашнее задание.
9АБВГД
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. |
* 43 у 1-5 с 135 задача 102 с 136 |
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (Ш). |
* 44 у 6-11 з 3-4 с 136 |
91
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (Ш). |
* 43 у 1-5 с 135 з 102 с 136 * 44 у 6-11 з 3-4 с 136 |
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей |
* 45 у 1-4 з 1-3 с 147, * 46- *47 у 5-14 з 4-6с147 |
10АБ
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений |
**27 -29 у 1-4, 11- 18 с 117-118 З 1 с118 |
111
Окислительно–восстановительные реакции |
* 11, записи в тетради |
12АБ
Металлы побочных подгрупп (Б - групп) периодической системы химических элементов |
** 22 – 27 У 1- 12 с 118 з 1-4 с 118 |
Оксиды и гидроксиды металлов |
*29 у 16-18 с 118 З 6 с 118 |
Сплавы металлов. Решение расчётных задач. Расчёты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного. | * 28 у 13- 15 с 118 |
121
Генетическая связь неорганических и органических веществ |
* 33 у с 143 |